Методическая копилка




Методическая разработка урока физики  в 8 классе на тему
«Последовательное соединение проводников»

Цель урока: изучить последовательное соединение проводников с помощью экспериментальной работы на уроке.
Задачи:
1.     Вывести основные законы последовательного соединения проводников.
2.     Развивать навык работы с электрическими цепями.
3.     Развивать навык экспериментальной работы по оговоренному плану.
4.     Развивать навыки решения расчётных и экспериментальных задач на законы последовательного соединения проводников.
5.     Познакомить учащихся с методом проектов.
6.     Продолжать формировать политехнические навыки и технический кругозор учащихся.
7.     Развивать умение применять полученные знания в ситуации затруднения и для объяснения окружающих физических явлений.
8.     Развивать навыки работы в группе
9.     Формировать волевые качества личности: терпеливость, аккуратность, доведение работы до конца.
Тип урока: изучение нового материала.
Применяемая технология: проектная технология, технология деятельностного обучения.
Познавательные УУД:
1.Осуществлять выделение существенных признаков и синтезировать их при изучении объекта; работать с текстом и знаково-символической информацией. Самостоятельно собирать электрические цепи, рисовать схемы к ним. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2.Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
3.Структурирование знаний; овладение навыками проектной деятельности.
4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
5.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Умение оценивать полученную информацию и выражать своё мнение; кратко излагать результаты своей деятельности; умение объяснять причины плавания тел, описывать условия различного поведения тел в жидкости и газе; применять полученные знания в жизни для обеспечения безопасности жизни и здоровья, для соблюдения экологических норм поведения в окружающей среде.
Регулятивные УУД:
1. Планирование,  определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
 2. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
 3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
 4. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
 5. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
 6. Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.
Оборудование: 1. В малых группах (один набор на парту) – источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, 2 резистора, реостат, рабочее поле.   2. У учителя тот же набор, но демонстрационный.  3. Ёлочная гирлянда. 4 Цепь последовательно соединённых трёх лампочек.
Дидактические средства: компьютер с проектором для демонстрации презентации.
Этапы урока:
I.Организационный этап.
Сегодня на уроке я хотела бы, что новый для вас материал, был изучен в процессе экспериментальной деятельности, потому что:
В любой науке,
 в любом искусстве
лучший учитель - опыт...  (Мигель де Сервантес)
Час работы научит больше, чем день объяснений (Руссо)
II. Этап целеполагания. Самоопределение к деятельности
Итак, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Что нам необходимо изучить?
Обратим внимание на 2 факта:
1.     Елочная гирлянда! С чем ассоциируется у вас ёлочная гирлянда? (ответы учеников) Правильно! Это Новый год! Мы так радуемся этим весёлым разноцветным огонькам на Новый год, если у нас есть хорошая гирлянда и огорчаемся, если гирлянда сломана, и требуется купить новую гирлянду, либо починить старую. Почему же ёлочные гирлянды часто ломаются?
2.     Смоделируем ситуацию: на демонстрационном столе соберём схему, по типу ёлочной гирлянды из трёх лампочек. Если перегорает или ломается всего одна лампочка в гирлянде (в цепи), то не горит вся гирлянда. (Учитель демонстрирует данный факт) В чём же дело?
Попробуйте это объяснить!
(Высказывание учеников в класса о проблемах с ёлочной гирляндой.)
- Всё ли вам понятно в объяснении ФИ? Почему возникли затруднения при объяснении вам своего убеждения учеником? Что необходимо нам сегодня сделать, чтоб уметь лучше работать с электрическими цепями и уметь объяснять данный факт? (высказывания учеников)
- Чтобы вы смогли поставить для себя цель на сегодняшний урок, давайте поработаем с ключевыми словами сегодняшнего урока. Но нужно не просто объяснять каждое слово, а желательно объединять их, по возможности,  в группы и составлять из них высказывание на тему «Постоянный ток».
Ключевые слова: сила тока,  сопротивление, амперметр, вольтметр, последовательное соединение, последовательное соединение проводников, напряжение, параллельное соединение, Вольт, Ом, Ампер, электрическая цепь, источник тока, цена деления измерительного прибора.
Ученики, объединяя слова в группы,  стараются проговорить высказывания, построенные ими в процессе работы с ключевыми словами.
(возможные высказывания: определение силы тока, напряжения, как, в чём и чем их измеряют, закон Ома для участка цепи, вычисление цены деления прибора и др.)
 Учитель оценивает учеников, которые активно и верно работают с ключевыми словами, фиксирует затруднение учеников при работе со словосочетанием «последовательное соединение проводников». Исходя из данного затруднения формулировка цели урока (формулируют ученики): Изучить последовательное соединение проводников, вывести законы последовательного соединения и др. по желанию учеников.
III. Создание условий для осознанного изучения новой темы.
- Как вы думаете, что необходимо проделать, чтоб решить поставленную задачу к сегодняшнему уроку? (высказывания ребят)
- Ребята я вам сегодня предлагаю не просто проводить исследования и делать выводы, я вам предлагаю выполнить мини проект, целью которого будет цель, поставленная вами на уроке. Знаете, почему я это Вам предлагаю? (Подсказка. Что за праздник был 8 февраля? (День науки)) Сегодня мы будем учёными,  и будем решать поставленную нами задачу. Но сложную задачу в одиночку решить трудно, поэтому мы будем работать в группах по 2 человека.)
Давайте вспомним основные этапы мини проекта:
1.Выбор темы мини проекта, актуальность выбранной темы.
2. Постановка цели.
3. Обсуждение плана действий
4. Постановка эксперимента и поиск необходимого материала.
5. Обсуждение и фиксация выводов.
6. Изготовление продукта проекта.
7. Презентация своей работы
8. Рефлексия деятельности.
На уроке мы, скорее всего, сможем сделать лишь черновой набросок того, каким будет наш продукт. Сделать его в готовом виде, вы сможете дома, а для это в течении урока,  вам необходимо себе сформировать домашнее задание.
IV. Работа над мини проектом.
(учитель называет этап, ученики его выполняют)
1.     Тема: Последовательное соединение проводников.
2.     Цель проекта: Вывести законы последовательного соединения.
3.     Обсуждение плана действий:
1. Работа над определением
- Какое соединение называют последовательным? ( высказывание мнений ребят, работа с учебником стр. 111, обращение к Википедии( работа с интернет ресурсами), физминутка (ученики демонстрируют последовательное соединение, соединяя учеников каждого ряда взявшись последовательно за руки, учитель играет роль источника тока, пожимая руки первому и последнему ученику правильно собранной модели  цепи)
 Ребята, обсудив в группе, записывают в тетрадь понятие «последовательное соединение проводников».
2. Обсуждение хода исследования
Учитель обговаривает с учениками правила сборки цепи, напоминает о правилах техники безопасности.
- Какую электрическую цепь соберём? Какие приборы вам понадобятся?  (ученики предлагают, работая в группе, одна из групп работает на доске: рисуют на доске схему, другой по схеме расставляет приборы на магнитах по полю магнитной доски).
 - Каков ожидаемый результат исследования? Что мы хотим узнать? (какова сила тока и  напряжение в последовательных участках цепи?)
4. Выполнение эксперимента. (ребята работают в группах)
5. Обсуждение и фиксация выводов.
- Вывод о силе тока на последовательно соединённых проводниках
-Вывод о падении напряжения на последовательно соединённых проводниках.
- Вывод о сопротивлении. (фиксация затруднения. Как определить сопротивление. Вспоминаем закон Ома)
- Вычисление сопротивлений проводников и общего сопротивления и фиксация вывода о сопротивлении.
- Сравнение с эталоном на слайде.
6. Изготовление продукта.
- Обсуждение каким может быть продукт. ( опорный конспект, презентация, плакат для урока, буклет, учебная модель последовательного соединения, прибор, работающий при помощи последовательного соединения (например «Рождественский город» для урока немецкого языка), электронный «Практикум по решению задач на последовательное соединение».)
7. Представление чернового варианта проекта теми ребятами, которые хотят это сделать.
VI. Оценочная деятельность
- Кто из вас понял так хорошо тему, что сможет уже сейчас поделиться своим опытом с другими ребятами? (ребята поднимают руки)
- Кто сегодня был доволен своей работой на уроке?
- Кто из ребят больше всего вам помог получить знания на уроке?
- Кто из вас легко переходил от этапа урока к этапу?
 Словестная оценка деятельности ребят и выставление оценок за активную и грамотную работу на уроке.
VII. Формирование домашнего задания
Так как дети уже работали на уроке с учебником и знают цель урока они сами проговаривают своё домашнее задание (параграф 48, упр 22, изготовление продукта проекта)
IX.Рефлексия.
1. Беседа с классом
- Что узнали, чему научились?
-Плюсы и минусы последовательного соединения?
- Где используется последовательное соединение? ( в помощь слайд-подсказка)
- Какой ещё вид соединения используют? Почему современные гирлянды многожильные?
_ Что ещё вам предстоит узнать на следующем уроке?
11. Составление синквейна на тему «Последовательное соединение проводников»
X. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в группах над задачами (по необходимости можно обратиться за помощью к учителю, к учебнику)
1.     Определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи, если  R1 = 5 Ом, R2 = 3 Ом.
2. Каковы показания амперметра и общее сопротивление электрической  цепи, если  R1 = 10 Ом, R2 = 2 Ом?
3. Определите показания амперметра и сопротивление R2, если R1 = 4 Ом.
Фронтальное обсуждение затруднений, выясненных при решении задач, постановка задачи на следующий урок.
XI. Итог урока.
Что узнали Нового? Какую технологию мы применяли? Понравилось ли? Что будем делать дома? Что необходимо узнать на следующем уроке?
Взаимные благодарности за урок
Использованная литература:
1.Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7-11 класс. – М.:Вако, 2012
2.Зорин Н.И. Физика. Типовые тестовые задания.- М.: Вако,2011г
3.Марон Е.А. Физика 7-9. Опорные конспекты и разноуровневые задания. – Санкт-Петербург, Виктория плюс , 2012

4.Орлов В.А. Татур А.О. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Физика 7-9 класс.-  М.: Интеллект-Центр, 2012


Открытое занятие курса по выбору в 9 классе «Занимательные опыты и эксперименты по физике»
Тема: Изготовление резистора, расчёт его сопротивления, сравнение с экспериментальным значением.
  • Цель занятия: 1. Повторить тему «Сопротивление проводника», развивать умение работать с приборами, закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы в 8 классе, подготовить к ГИА. 2. Воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира и человечества; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы.
  • Применяемые технологии и педагогические приёмы: элементы технологии критического мышления; кейс-метод; мозговой штурм,  элементы технологии сотрудничества.
  • Оборудование к уроку: лабораторный набор по электричеству (источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, резистор, соединительные провода), 2 провода (железный и медный), наждачка, деревянный карандаш для основы резистора, коробок из-под спичек, линейка.
  • Ход урока.
I.                   Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.
II.                Фронтальное повторение теории по теме 8 класса «Сопротивление проводников»
  • Что называется силой тока?
  • Единица измерения силы тока?
  • Каким прибором измеряется силы тока?
  • Как этот прибор подключается в электрическую цепь?
  • Определите показания приборов изображенных на рисунке.
  • Что называют напряжение?
  • Её единица измерения?
  • Каким прибором мы измеряем напряжение?
  • Как этот прибор подключается в электрическую цепь.
  • Определите показания приборов.
  • Физическая величина обозначаемая через R , называется …..
  • Дайте определение данной физической величины.
  • В каких единицах измеряется эта величина?
  • Назовите причину возникновения электрического сопротивления.
  • От чего и как зависит сопротивление проводника? Запишите формулу.
  • Как связаны между собой J, U, R? Запишите формулу.
  • Кем была установлена эта зависимость?
  • Что мы знаем о значении J, U, R при последовательном и параллельном соединении проводников?
  •  Два мотка медной проволоки одинакового сечения имеют длину 50 м и 150 м. Какой из них обладает меньшим сопротивлением и во сколько раз? (l <; R < в 3 р)
  •  Как сказалось бы на яркости свечения электрической лампы замена в цепи всех медных соединительных проводников на нихромовые? (при замене проводников, яркость свечения электрической лампы уменьшается).
Молодцы! Можно приступить к выполнению практической части урока. Будьте внимательны при снятии показаний приборов, в расчетах. Соблюдайте правила техники безопасности при работе с приборами. Давайте их вспомним. ( ученики проговаривают правила)
III. Практическая часть.
1.Обратимся к кейсу.
Кейс №1
Светлов Борис и Гармаев Павел решили изготовить резистор для использования на уроках физики. Борис взял медную, а Павел железную проволоку.
- Зря ты берёшь железную проволоку, все проводники лучше делать из медной проволоки, она ценнее и лучше?- сказал Борис.
-Нет, я считаю, что медная проволока не подойдёт, сопротивление получится очень маленькое, - возразил Павел.
-Ну, это смотря какую проволоку взять!- усмехнулся Борис. Всё же,  моя лучше.
1. Кто прав из друзей?
2. Какими необходимыми характеристиками должна отличаться проволока для изготовления резистора?
3.Как рассчитать сопротивление резистора изготовленного из обыкновенной проволоки?
4.Как проверить, правы ли вы?
Ученики анализируют кейс, отвечают на вопросы в нём. Выбирают для изготовления резистора железную проволоку.
2. Мозговой штурм. Отвечая на поставленные вопросы, ребята выдвигают разные гипотезы и анализируют их.
·        Как вычислить теоретически сопротивление нашего резистора?
·        Как измерить длину?
·        Как измерить площадь поперечного сечения?
·        Как измерить радиус для вычисления площади? ( оптимально методом рядов, накрутив проводник на карандаш и измерив длину плотно сжатой спирали, а затем полученную длину разделив на число витков)
·        В чём измеряется удельное сопротивление проводника, что оно характеризует? Найдите его по таблице.
3.  Изготовление резистора, расчёт сопротивления по формуле: R= ρ
IV. Экспериментальная часть. Измерение сопротивления резистора, сравнение с расчётным сопротивлением. Работа с кейсом.
Кейс №2
   Павел шёл очень расстроенным со школы. Сопротивление изготовленного им резистора не совпало с расчётным. А так хотелось, чтоб всё получилось хорошо, ведь он старался. Правда,  учитель физики Анатолий Юрьевич,  похвалил Павла за изготовленный прибор, однако сказал, что расстраиваться необходимо не из-за того, что не совпало сопротивление,  полученное экспериментально,  с расчётным, а из-за того, что мы ещё маловато выучили, чтобы  понять,  почему это случилось.
- Приди домой и попробуй поискать ответ навопрос о том, почему не совпало экспериментальное сопротивление с расчётным. Попробуй найти несколько аргументов, выбрать из них самые главные, посоветовал Анатолий Юрьевич.
1. Как вы думаете, почему не совпали сопротивления? А как получилось у вас?
2. Выдвиньте несколько аргументов в поддержку Павла.
3. Назовите и прокомментируйте свои результаты. Почему они получились разные?
Ученики сравнивают результаты, выдвигают гипотезы расхождения расчётных и экспериментальных результатов.
V. Краткий анализ занятия, его итоги и самооценка учеников. Демонстрация полученных резисторов.
  

Технологию «Критическое мышление» я использую на своих уроках с 2000 года, узнав о ней из публикаций в газете «Физика», её представляли учителя Сантк-Петербурга. Сегодня эта технология применяется  на моих уроках физики системно. Опыт работы по этой системе представлен мной на Российском фестивале «Открытый урок». Представленная здесь разработка урока дополнена кейсами, что, на мой взгляд, делает урок более интересным и значимым для ребёнка. На общероссийском конкурсе разработок урока в 2014 году «Учить – ум точить! Развивающие технологии на уроках физики» я получила 3 место за данную разработку урока.


Разработка урока по физике в 7 классе «Вычисление КПД простых механизмов на примере наклонной плоскости»

Цели урока:
1.      Закрепить понятие КПД, полезной и затраченной работы.
2.      Развивать навыки практической и экспериментальной работы с приборами при решении физических задач.
3.      Развивать навыки устного быстрого решения стандартных задач.
4.      Воспитывать желание и умение применять свои знания в жизни.
Применяемые технологии – элементы технологии критического мышления и кейс-технологии.
Приборы и материалы – трибометр,  динамометр, набор грузов, мультимедийное оборудование.
План урока.


Этапы урока
Виды деятельности
Вызов
Организационный момент
Работа с ключевыми словами
Работа в логических окошках
Работа с тестами

Реализация
Мозговой штурм
Работа в малых группах с текстом учебника по составлению алгоритма выполнения практической работы
Выяснение  нюансов работы на интерактивном оборудовании
Выполнение практической работы

Рефлексия

Подведение итогов практической работы методом мозгового штурма
Работа с кейсами
Задание на дом

Ход урока.
I.                   Вызов
1.      Здравствуйте,  ребята! Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о простых механизмах. Придумали люди их очень давно. Простые механизмы помогали людям преобразовать силу по величине, по направлению. Примеров  применения простых механизмов в истории человечества множество.  Наши современники тоже не представляют себе жизни без простых механизмов.  Болт, винт, наклонная плоскость, рычаг, блок – это лишь малая часть современных простых механизмов. Почему так востребованы простые механизмы? Да потому, что их КПД достаточно велик. На сегодняшнем уроке мы научимся вычислять КПД простых механизмов на примере наклонной  плоскости. А для начала  активизируем свои знания и выберем те, что понадобятся вам для усвоения сегодняшнего материала.
2.      На доске представлены ключевые термины сегодняшнего урока. Поработаем с ними.  Выберите те, что вам нравятся и объясните их.
Ключевые термины урока: Работа, мощность, простые механизмы, «золотое правило механики», КПД, затраченная работа, полезная работа.
3.      На практической работе мы будем пользоваться многими физическими величинами. Повторим их с помощью логических окошек.


 2.      Работа с тестами
1 вариант
1.Укажите, в каком из перечисленных случаев совершалась механическая работа
А. На столе лежит гиря
Б. Инженер думает над проектом
В. Трактор тянет прицеп
2. Определите работу, совершённую при подъёме груза весом 4 Н на высоту 4м
А. 16 Дж
Б. 1 Дж
В. 8 Дж
3. Вычислите затраченную работу, если сила,  с которой тянут брусок вверх по наклонной плоскости,  равна 5 Н,  а длина наклонной плоскости 50 см.
А. 250 Дж
Б. 2, 5 Дж
В. 25 Дж
4. Из перечисленных технических приспособлений исключите механизмы не являющиеся простыми.
А. Блок
Б. наклонная плоскость
В. Гидравлический пресс
Д. Рычаг
5. Вычислите КПД механизма, если полезная работа 60 Дж, а затраченная 120 Дж.
А. 50%
Б. 20%
В. 500%

2       2. вариант
1.Укажите,  в каком из перечисленных случаев не совершалась механическая работа.
А. Мальчик едет на велосипеде
Б. Шарик по инерции катится по столу
В. Трактор пашет поле
2. Определите высоту, на которую подняли груз весом 2 Н,  совершив работу 4 Дж
А. 2 м
Б. 8м
В. 6м
3. Вычислите затраченную работу при подъёме тела по наклонной плоскости, если приложенная сила 20 Н, а длина наклонной плоскости 10 дм.
А. 20 Дж
Б. 2 Дж
В. 200 Дж
4. Из перечисленных технических устройств выберите простой механизм
А. Пневматическая машина
Б. Гидравлический пресс
В. Винт
5. Вычислите КПД механизма, если полезная работа 30 Дж, а затраченная 60 Дж.
А. 50%
Б. 20%
В. 500%
Второй вариант сдайте мне работы на проверку, а затем вместе с 1 вариантом проверим и прокомментируем вашу работу (По слайдам презентации)
II.                Реализация
1.      Мозговой штурм
- Вам необходимо на сегодняшней работе вычислить КПД наклонной плоскости, а для этого необходимо уточнить какая работа будет полезной, а какая затраченной? (ответы учеников)
- Итак, поставим перед выполнением работы перед собой цель (ученики формулируют цель)
- Какие приборы мы будем использовать? (ученики отвечают)
2. Работа с учебником
Прочитайте ход выполнения работы на стр10 и составьте алгоритм работы.
Возможный алгоритм:
  1. Измерить высоту наклонной плоскости
  2. Измерить вес бруска
  3. Вычислить полезную работу
  4. Измерить длину наклонной плоскости
  5. Измерить силу тяги бруска вверх по наклонной плоскости
  6. Вычислить затраченную работу
  7. Вычислить КПД
 3. Выяснение нюансов работы с помощью интерактивной модели (учитель с помощью интерактивной доски моделирует различные варианты проведения эксперимента, дети анализируют их)
      4.Выполнение лабораторной работы
III. Рефлексия
1.      Итоги работы (сообщения от групп)
         Выводы (запись в тетрадь)
2.      Работа с кейсами

Кейс 1

       Изобретатель Иванов Сергей Павлович утверждал, что он создал простейший механизм для поднятия грузов с КПД = 110 %. Защищая свою разработку,  он заявил, что бесполезную работу, которая тратилась на нагревание трущихся деталей при подъёме, он исключил. Для этого обычные тросы он заменил на шёлковые,  которые  постоянно увлажнялись  за счет смачивания их водой.
       Его оппонентами стали мастер цеха и экономист завода, которые доказали, что его изобретение не продумано серьёзно и требует доработки.
Вопросы к кейсу
      - Какие аргументы могли выдвинуть мастер цеха и экономист?
      - Есть ли физические неточности в тексте? 

 Кейс 2

        Северов Иван Кузьмич наметил большую стройку. «Нужно прикинуть какое оборудование и стройматериалы необходимо закупить к лету? Какой магазин выбрать?» – думал Иван Кузьмич.
       Он открыл страничку рекламы в местной газете. Сразу бросилась в глаза яркая картинка рекламы магазина «Всё для Вас» на улице Прямой. «КПД наших приборов 100%! Все ваши усилия полностью превратятся в полезную работу!  Работай без потерь!» – гласила реклама.
       «Что-то подозрительно» - размышлял Иван Кузьмич.
Вопросы к кейсу
         - Что такое КПД простых механизмов?
       - В чем заключается обманный ход компании, чтобы провести покупателей?

3. Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке. Чему научились? Какой этап урока был вам наиболее интересен?
3.      Задание на дом
Дополнительное задание №1 к лабораторной работе №10, повторить параграф 61. По желанию составить кейс по теме данного урока

Используемая литература
1.Бахарева С.Э. Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления через чтение и письмо. 2007г [Электронный ресурс]: портал% 20 auditorium.ru, свободный.
2. Вуджик Т. И. Как создать идею. М.: «СПб»,1997г
3.Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М.: «Народное образование», 2005г.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998г
5.Телегина Н.М. Первый закон термодинамики. Образовательная технология «Критическое мышление»// Физика, 2000, №31,стр.9.
6. Телегина Н.М. Магнитное поле. Образовательная технология «Критическое мышление». // Физика, 2000, №7, стр.7.
7. Шель Н.В. Электрический ток в металлах. Образовательная 


Конспект урока физики 7 класс
«Механическая работа»

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.
Цель урока:
Образовательная:
·         сформировать у учащихся научное понятие механической работы, единицах измерения работы;
·         вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой);
·         исследовать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;
·         осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний, умений;
·         интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.
Развивающая:
·         способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
·         создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.
Воспитательные:
·         способствовать формированию научного мировоззрения,
·         учить находить прекрасное в результатах трудовой деятельности,
·         показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента, способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Задачи урока:
1.      Знать: определения механической работы, обозначения физических величин; выяснить, когда совершается положительная работа, отрицательная и равная нулю; формулы: для нахождения работы; равнодействующей силы; перемещения тела.
2.      Уметь: решать расчетные задачи, используя формулу механической работы, переводить единицы, научиться делать самоанализ урока.
Формы организации работы детей: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Этапы урока
Содержание
Дидактический
материал
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Надпись: 6
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и хочу, чтобы наш урок прошел успешно. Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам.
Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу,
Когда идешь за кем-то в след, дорога не запомнится.
За то куда б ты не попал, и по какой распутице,
Дорогу ту, что сам искал, во век не позабудется!

Как вы думаете, верное ли это высказывание?

Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям готовы. Нас ждет интересная работа. Для начала нам нужно провести разминку и приготовить себя к работе. Я вам предлагаю поиграть в лишние слова.
1 задание. Карточки с терминами. Необходимо найти лишнее слово.
1.Физические величины
Объем,  масса, плотность, сила, скорость, механическая работа, вес, газ, длина, давление, мощность, вес
2.Физические приборы и механизмы
Весы, динамометр, блок, барометр, термометр, спидометр, жидкость, мензурка, рычаг
3.Физические явления
Молния, инерция, радуга, падение тел, тяготение, движение, момент силы, нагревание, трение
Проверка:1) газ;  2) жидкость;  3) момент сил.
2.Ребята, все знают детский вопрос, что тяжелее тонна дерева или тонна железа? Попробуйте ответить на этот вопрос, но понимая, что вы уже почти год изучаете физику.
Ответ: Оказывается, тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогичной силы, действующей на тонну железа, в силу разности их объемов. Следовательно, истинный вес дерева равен 1 тонне плюс архимедова сила дерева; истинный вес железа равен 1 тонне плюс архимедова сила железа. Объём дерева больше объёма железа из-за разной плотности веществ.
Молодцы ребята, разминка окончена. Можно смело двигаться вперёд!
Слайды
в презентации








Слайд с эпиграфом к уроку







Карточки с терминами









Высказывание своей точки зрения на предложенный учителем эпиграф урока.




Над заданиями с терминами ребята работают в парах, а затем фронтально озвучивается результат.
















Логическая задача решается по методу ТРИЗ технологии
Готовность к началу урока.








Учитель работает фронтально с классом





Учитель стимулирует класс к работе устной положительной оценкой















  


Работают фронтально по методике ТРИЗ
II. Активизация познавательной деятельности
Ребята, сегодня я вам предлагаю порассуждать над термином РАБОТА. Как вы его понимаете?
 Молодцы!
А попробуйте найти объяснение этому термину в интернете?

















Да, вы нашли много различных толкований этого термина. Но я вам уточню его. Сегодня мы будем говорить о механической работе. Найдите это определение и попробуйте его объяснить.

















Попробуйте сформулировать цель нашего урока? Используя ключевые термины урока: перемещение, сила,
работа, вектор, скаляр, направление.



Слайд, который создаётся на уроке. В нём определение Механической работы













Слайд с ключевыми терминами урока: перемещение, сила,
работа, вектор, скаляр, направление.
Устный ответ учащихся.

Работа с ресурсами интернета. Например ответы:
Работа – деятельность человека.                                                                   (Ж. Понселе)
Работа- «труд, занятие, дело, упражненье, деланье.
Египетская работа - тяжкая и долгая.
(В. Даль.)
Ученики так же находят много определений в Википедии.

Ученики находят определение механической работы
Механическая работа — физическая величина, зависящая от векторов силы и перемещения.
Создают слайд в который вставляют определение механической работы

Учащиеся формулируют тему урока, ставят цель работая с ключевыми словами урока.
Записывают тему урока в тетрадь. Создают слайд с определением работы.



Метод «Внимательно слушаю»


















Учитель стимулирует похвалой работу учеником. Предлагает создать слайд с определением механической работы
III. Актуализация
опорных знаний
Итак, мы выяснили, что такое механическая работа. Попробуем выяснить от чего она зависит.
             Механическая работа совершается тогда, когда тело под действием силы перемещается. A= F*S
Механическая работа совершается и в том случае, когда сила, действуя на тело, уменьшает скорость его движения. Например, прокатившись с горы санки, останавливаются. При этом совершается механическая работа. Под  действием силы трения скорость уменьшается. Работа силы трения отрицательная.  
A= - Fтр*S
Ребята, а бывает так, что движение есть, а сила, действующая на тело равна нулю? Чему равна в этом случае работа?
А бывает ли так, что сила прикладывается и даже иногда большая, но перемещения – нет? Чему равна в этом случае работа?
     Работа может быть равна нулю А=0
Приведем такой пример. Если мы хотим передвинуть тяжелый шкаф, мы прилагаем усилие, но шкаф в движение не приходит. Значит, механическую работу мы не совершаем.
Если же тело движется без участия сил (по инерции), то и в этом случае механическая работа также не совершается.
Работа силы равна нулю, если эта сила направлена перпендикулярно перемещению.
Какой же вывод вы можете сделать из этих примеров?
Верно, для совершения механической работы необходимы два условия:
на тело должна действовать сила и под действием этой силы тело должен двигаться.
Чем большая сила действует на тело, и чем длиннее путь, который проходит тело под действием этой силы, тем большая совершается работаю
Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.         Работа = сила * путь ;                  A = F s
За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1Н, на пути равном 1м.
 Единица работы–Дж (джоуль)
1Дж = 1 Н · м
1 кДж = 1000 Дж ;                        1 Дж = 0,001 кДж


























Слайд с формулой





Слайд подсказка с примерами, когда работа равна нулю и отрицательна.


Делают записи в тетрадях, работают в диалоге с учителем.






Моделируют и создают слайды с формулами, работая в группе.
Делают записи в тетрадях















Моделируют и создают слайды с формулами, работая в группе
Делают записи в тетрадях


























   Учитель делает пояснения о физической величине – механическая работа, вступая в диалог с учениками  предлагает создать сайт с формулой для вычисления механической работы

















IV . Практическая деятельность по решению задач
1. Работа с учебником.
Ребята, авторы учебника для вас приготовили несколько примеров решения задач по теме сегодняшнего урока. Проанализируйте этапы решения задачи в параграфе 53.

2.Решение задачи упр 28(3) из учебника на доске


Работа с учебником
Ученики работают с учебником и анализируют пример решения задачи.

Решение задачи на доске комментировано с соблюдением проговорённых этапов решения задачи


Учитель работает с классом использую приём «Внимательно слушаю»
V. Первичное контроль, проверка и выяснение затруднений
Работа с тестами в парах
              1.     Что называют механической работой?
А) произведение силы на скорость тела;
Б) произведение силы на путь, пройденный по направлению силы;
В) отношение пути ко времени, за которое этот путь пройден;
Г) произведение скорости тела на время его движения.
2.   К неподвижному массивному телу массой 100кг приложена сила 200Н. При этом                  положение тела не изменилось. Чему равна работа силы?
А) 20000 Дж;         Б)200 Дж;         В) 0 Дж;          Г) 20 Дж;
        3.    Тело под действием силы 20Н переместилось на 40см. Чему равна работа?
А) 8 Дж;            Б) 800 Дж;            В) 80 Дж;           Г) 0,8 Дж.         
        4.  Какая физическая величина в Международной системе (СИ) измеряется в ваттах?
                 А). Вес  Б). Работа   В). Мощность   Г). Давление
         5. Сила натяжения каната при подъёме лифта равна 16Н. Какую полезную работу совершает двигатель при подъеме лифта на высоту 4 метров?
              А) 20 Дж         Б). 4 Дж     В) 64 Дж    Г). 0 Дж
– самопроверка
1 2 3 4 5
Б В А В В




Карточки с тестами

Работа с тестами в парах
Фиксируется затруднение при выполнении 4 задания, ищут выход

Сравнивают свои ответы с ответами на слайде презентации
Выступает в роли тьютера

Переводит затруднение в задачу на следующий урок
Физминутка
Гимнастика для глаз



VI. Закрепление изученного материала
1.Решение задачи с практическим содержанием.
Возьмите брусок, прикрепить к нему брусок. Поставьте брусок на деревянную опору, провезите брусок с помощью динамометра по дощечке, снимите необходимые показания приборов и рассчитайте механическую работу, выполненную при этом вами?

2.Решение задач в парах
1.Обезьяна массой 12 кг карабкается вверх по лианам. Какую работу она совершит, поднявшись на 6,2 м?
2.На какую высоту было поднято тело массой 20 кг, если при этом была совершена работа 680 Дж?
3.При подъеме тела на высоту 2,5 м была совершена работа 1225 Дж. Какова масса поднимаемого тела?
4. Сердце человека, перекачивая кровь, за одно сокращение совершает около 1 Дж работы. Этой работы будет достаточно для подъема гири массой 10 кг на  какую высоту? см.












Карточки с заданиями
Ученики составляют в парах план решения экспериментальной задачи, решают её. Обсуждают с классом способ её решения.


Решают задачи в парах, выясняют свои затруднения.
Выступает в роли тьютера























Рассказывает о роли сердца в организме человека.
VII. Рефлексия,
Оценка себя и уровня освоения материала на уроке с помощью приёма паровозик


Разноцветные вагончики
Ученики строят поезд с помощью вагончиков разного Красный – понял всё, могу объяснить другим, зелёный – я хорошо всё понял, но мне немного ещё нужно подучить, жёлтый -  я старался понимать и работать на уроке, но мне плохо удалось разобраться с темой, фиолетовый, мне было не интересно, я ничего не понялцвета.
Учитель ставит первым локомотив (из бумаги) на магнитную доску  и предлагает ребятам оценить полученные знания и их уровень освоения с помощью выбора цвета своего вагона.
VIII. Задание на дом
Оценив свои знания выберите уровень домашнего задания
Параграф 53,  Решить задачи. Параграф 53
1.        Упр. 29 (2,5) –  1 уровень. 
2.        Упр. 29 (1,6) – 2 уровень.
3.        Упр. 29 (1,4) – 3 уровень.
По желанию, можно составить кроссворд по данной теме или добавить выполненную на уроке презентацию дополнительными слайдами.


Записывают домашнее задание
Разъясняет домашнее задание. Выполненную на уроке презентации, учитель по электронной почте отправляет старосте класса для распространения
IX. Подведение итогов,
 выставление оценок

Ребята, сегодня в ходе урока,  вы выставите себе оценки сами. Для этого у вас на столах лежат карточки, где вы сможете оценить каждый этап своей работы на уроке. И рассчитать  оценку себе за урок.
1 этап – я хорошо работал с логическими задачами – 1 б
2 этап – работая в паре мы нашли правильно необходимые определения механической работы – 1 б
3 этап – я хорошо понял объяснение учителя, работал с ним и ребятами хорошо на уроке – 1б
4 этап - я хорошо понял решение задачи в учебнике – 1б
5 этап – я сделал в тесте не больше двух ошибок – 1 б
6 этап – я  смог решить 1 задачу (1б), две задачи (2б), три задачи (3б)
7 этап – мне было легко оценить себя – 1б
8 этап – я выбрал ещё и творческое задание – 1б
Перевод первичных баллов в оценку за урок –(4-5б) – оценка 3, (6-8 б) – оценка 4, (9-10б) – оценка 5

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, подведите итог урока. Что вы узнали? Чему научились? Было ли вам интересно работать? Были ли трудности в работе? На каком этапе?

Работают с листами оценивания
Оценивают свою деятельность на уроке, подводят итог урока
Подводит итог урока свой, благодарит учеников за работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий