Обобщение опыта


2018- 2019 год
Опыт работы учителя физики
(высшая квалификационная категория)
МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3 им. генерала А.И. Елагина»   Белоусовой Галины Викторовны.
Проблема. Использование метода исследовательских проектов учащихся  как способ повышения мотивации при изучении физики.
Условие возникновения проблемы. Поиск новых форм и методов, с помощью которых ученики сами  в процессе той или иной деятельности добывают необходимые им знания.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: Учитель призван сделать процесс учения поисковым и творческим,  предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. Использование исследовательских проектов при изучении физики во внеурочной и в урочной деятельности - организованная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не только достижение результата и его оформления, но организацию процесса достижения этого результата. Такая работа позволяет ученикам развить познавательные навыки, попробовать себя в различных ролях общественного взаимодействия, что важно для социальной адаптации в обществе.
Теоретическая база опыта: Метод исследовательских проектов впервые возник в 20-е годы ХХ века в США, использовался и в российском образовании. Но, к сожалению, с годами метод исследовательских проектов, был подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат деятельности. Метод исследовательских проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования.
Новизна опыта:  Неразработанность проблемы в нашем регионе.
Ведущая педагогическая идея опыта: Суть метода исследовательских проектов состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология опыта:  Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, формирование соответствующих личностных качеств, это совместная деятельность учителя и ученика, направленная на поиск решения проблемы, разрешение проблемной ситуации. Метод исследовательских проектов – это практико-направленная методика, которая позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Метод проектов можно применять в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени. Проекты по физике можно разделить на следующие виды:
– прикладные, когда в результате получается четко обозначенный с самого начала результат деятельности;
– исследовательские, под которыми подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением;
- информационные проекты ,  направленые на работу с информацией о каком-либо физическом объекте, явлении;
– творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату.
Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности): Повышение качества знаний по физике, выразившееся в положительной динамике качества знаний и в получении призовых и первых мест в конкурсах различного уровня: Всероссийская Олимпиада по физике: (муниципальный этап 2017-2018г – 2 победителя 4 призёра, областной -1 участник), Олимпиада Максвелла ( областной этап 2 участника), районная НПК (2017-2018 г – 4 победителя, 2 призёра). Результаты ОГЭ по физике 2018 год – успеваемость- 100%, качество – 86%. Результаты ЕГЭпо физике – средний бал по школе – 60,8, высший бал – 96 баллов.
Адресная направленность опыта:  школьные учителя.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:  при желании учителя работать творчески.

2014 год

Описание педагогического опыта учителя физики МОБУ «Новосергиевская СОШ №3» Белоусовой Галины Викторовны

1. Тема  педагогического опыта. Применение технологий деятельностного обучения в рамках интерактивного образования учащихся при конструировании и проведении  уроков физики
2. Актуальность,  практическая  значимость.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Эта задача интересная и важная, мне видится её решение через деятельное обучение на уроках физики в рамках интерактивного образования. Я считаю, что именно технологии деятельного обучения выведут образование на тот необходимый уровень,  при котором будут достигнуты поставленные обществом задачи перед школой.
3. Источник  возникновения  опыта
Применение технологий деятельностного обучения широко изучаются методистами, но результативность их применения не достаточно изучены, интересны так же конкретные методы данного образования на уроках физики.
4. Идея   и  концепция изменений
В своей работе учителем, я стараюсь найти и выработать такую собственную технологию преподавания, которая бы сделала мои уроки интересными, а главное, значимыми для ученика.  Я стремлюсь к тому, чтоб ученик понимал, где ему в жизни пригодятся знания полученные на уроке, учился приобретать необходимые ему знания сам, умел выбирать из множества информации верную, ту которая основана на законах физики, учился ставить для себя задачи и выбирать пути её решения. Я стремлюсь, чтоб ученик воспринимал полученные на уроках физики знания, как знания, которые просто необходимы для человека, считающего себя культурным. Применяемые мной методы технологий деятельностного обучения делают физику интересной, «живой», понятной, важной наукой.
5. Сущность  методической  системы,  отражающая  ведущие  идеи  опыта
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательно–учебную деятельность обучающегося таким образом, что ученик опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешает определённые ситуации, проблемы в процессе взаимодействия «ученик – информация», «ученик – ситуация», «ученик – знания», «ученик – проблемы», «ученик – ученик», «ученик – группа» и т.д
 В основе моей технологии обучения на уроках физики лежат технологии деятельностного обучения: технология критического мышления, технология деятельностного метода обучения, кейсовая технология и проектная технология. Однако, и я это подчёркиваю, основа всего – технология гуманного обучения Ш.А. Амонашвили, которая основывается на опоре на личностные качества ученика, уважении к нему и его труду, к его мыслям и результатам деятельности.
      Выбранные мной технологии являются технологиями интерактивного обучения. Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников;  соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; поощрение творчества участников. Учитель при этом выступает в роли информатора-эксперта, организатора-фасилитатора или консультанта.
Интерактивные методы преподавания помогают развивать интеллектуальные способности учащихся, аналитическое мышление, формировать ответственность за собственное обучение.
Трудоёмкость опыта заключается в том, что каждый урок должен быть тщательно разработан, так чтобы у учителя «душа лежала» к данной разработке урока. Нельзя пользоваться просто методами и технологиями, необходимо нащупать свои «жемчужины» в необыкновенной, открытой, а иногда и закрытой, раковине урока.
6. Условия реализации изменений
§  Стремление к использованию инновационных форм работы;
§  Обучение через открытие;
§  Педагогика сотрудничества;
§  Гуманная педагогика.
Реализация данной методики возможна учителем, владеющим технологиями деятельностного обучения и стремящимся научить ребёнка учиться.
7. Технология  опыта
Технология данной системы работы состоит из 4 основных этапов:
1.      Этап определения типа урока (по дидактической цели) и определение прогнозируемых результатов.
2.      Определение структуры урока и выбор необходимых элементов технологий деятельностного обучения.
3.      Наполнение урока содержанием с опорой на методы интерактивного образования
4.      Планирование возможности применения полученных знаний вне урока. Рефлексия.
            Рассмотрим данные этапы подробнее.
           1 этап. Этап определения типа урока (по дидактической цели) и определение прогнозируемых результатов.
           На данном этапе, я выбираю  тип урока. Я предпочитаю урок формирования знаний; урок формирования навыков и умений; урок применения знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации (в конце темы, перед контрольной работой), урок контроля знаний, а так же часто использую комбинированные уроки.
            На этом же этапе я прогнозирую результаты. Для этого я задаю себе три основных вопроса: 1. Что я хочу, чтобы учащиеся знали и умели в результате  этого занятия? 2. На какие ценности учащиеся должны обратить внимание в результате этого занятия? 3. Где ученики смогут в последствии применить полученные на уроке знания?
           2 этап. Определение структуры урока и выбор необходимых элементов технологий деятельностного обучения.
При организации работы на уроках физики я использую элементы технологий: технологии критического мышления, технологии деятельностного обучения, кейсовой технологии, ТРИЗ технологии, проектной технологии.
Структура урока соответствует в основном технологии деятельностного метода обучения или технологии критического обучения. Нужно сказать, что ни одну технологию в точном виде, я не использую. Я позволяю себе пофантазировать. Дети, приученные добывать информацию сами, но так, чтобы при этом им было интересно, с удовольствием отзываются на любой предложенный интересный приём, введённый в структуру данного конкретного урока.
3 этап. Наполнение урока содержанием с опорой на методы интерактивного образования
Используя разные приёмы и методы, я стараюсь внести в них своё: составляю сама кейсы (их практически нет, адаптированных для школы, а тем более для уроков физики), стараюсь подобрать интересные задачи, многие из них сочиняю сама, сочиняю вопросы в стихах, разрабатываем проекты, которые нужны учителям других предметов (например, учителю немецкого языка для изучения темы «Рождество», была необходим традиционный рождественский светильник, восьмиклассники, изучив тему «Последовательное параллельное соединение проводников» разработали такую игрушку и сделали её для кабинета немецкого языка). Придумываем с ребятами из актива кабинета, интересные демонстрации на урок. Так были выполнены: фонтан, водяной насос, поилка для птиц, жидкостный пресс, светильник и др.
Иногда разрабатываю сама, а иногда беру готовые интерактивные модели из сети Интернет для проведения минитестирования, для проведения обучающих практикумов решения задач. Так мной разработан интерактивный курс решения задач по динамики для 9 и 10 класса, разработаны интерактивные тесты для 7 класса.
Очень интересна экспериментальная работа на уроках физики. В моей методической копилке есть разработанные для многих уроков экспериментальные исследовательские  задания для работы в группах, подобрано и иногда сконструировано оборудование для этих работ. К каждому уроку стараюсь найти какую-нибудь «изюминку», которая делает урок запоминающимся. 
             4 этап. Планирование возможности применения полученных знаний вне урока.
           Уже на этапе целеполагания учащиеся должны понимать, что знания, полученные на уроке им будут необходимы в жизни. Через весь урок, на каждом этапе, ребята  должны проговаривать зачем они изучают этот материал и где он им может пригодится. При подведении итогов урока желательно предложить ученикам возможные творческие работы по данной теме, которые они могут по своему желанию выполнить.  Творческие работы могут быть расширяющими кругозор ученика, а могут быть направлены на возможно будущую профессию ребёнка.
8. Результат изменений
      Проанализировав результаты диагностики направленности учебной мотивации,  можно сделать вывод о том, что у учащихся наблюдается устойчивый интерес к физике как науке и школьному предмету,  на старшей ступени  уровень внутренней  мотивации обучения сохраняется.
Доказательством повышенного интереса к предмету является то, что многие девятиклассники  в рамках предпрофильной подготовки посещают элективные курсы по физике,  выбирают предмет в рамках итоговой аттестации, отмечается рост  количества    обучающихся в классах физико-математического профиля.
Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и зависит от его личности, увлеченности,  педагогического опыта. Школьники отмечают, что стиль отношений между учителем и учащимися на современных уроках физики, на которых используются технологии деятельностного подхода в рамках интерактивного образования, доброжелательный, учитель всегда поощряет успехи ученика, дает возможность исправить ошибки, поддерживает у каждого веру в свои силы.

1.В классах учащиеся показывают стабильно высокие результаты по физике, активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, конференциях, хорошо  сдают  экзамены.
2.По итогам 2013 года на ЕГЭ по физике уровень обученности  составил 100%,  средний    балл – 61,2 лучший результат – 68 баллов; на ЕГЭ по математике уровень обученности – 100%, средний балл – 55,8; лучший – 72 балла
    По итогам   2014 года на ЕГЭ  по физике уровень обученности -100%, средний  балл – 62,3% (лучше муниципального, регионального и федерального уровня); лучший результат – 86 баллов
3. По  итогам   ГИА по физике в 2012 году   100%   учащихся 9-х  классов   справились   с  заданием  при  качестве  70% , в 2013 году 100%   учащихся 9-х  классов   справились   с  заданием  при  качестве  100%,  при  этом  один   учащийся   получили  максимальный  балл.
4. Выпускники поступают в ведущие технические ВУЗы страны: в МГУ на физический факультет, МГТУ имени Баумана, в НИУ МГСУ имени Куйбышева, в МЭИ (ТУ), Серпуховской военный институт РВСН, ОГУ и другие ВУЗы страны

Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года 
по физике 
Учебный год

Успеваемость %

«Качество» %

2011-2012
100%
67 %     
2012-2013
100 %
70 % 
2013-2014
100 %
76%

      Новый подход к проведению уроков физики, несомненно себя оправдывает. Дети с большим удовольствием идут на уроки, выполняют творческие и исследовательские задания, больше учеников выбирают предмет физики для изучения его на профильном уровне в старшей школе.
9. Адресная направленность опыта
Данный опыт может быть интересен учителям физики и учителям других предметов, стремящимся найти свой интересный путь работы в школе, применяя технологии деятельностного обучения в рамках интерактивного образования.
        10. Работа по распространению опыта, тиражируемость опыта.
На протяжении всей работы в школе я твёрдо верю, что хороший учитель, это тот, который никогда не останавливается на достигнутом, постоянно учится и ищет новые интересные формы работы, которые принесут как можно лучший результат. Научившись чему-нибудь сама, открыв для себя новые тайны педагогического мастерства, я с большим удовольствием делюсь своим опытом с коллегами.  Я всегда рада, когда мои разработки уроков нравятся другим учителям, и они используют их на своих уроках. Особо же приятно, когда коллеги проникаются твоими идеями, стараются научится у тебя  методам работы, используют в своей работе педагогические приёмы, отработанные мной во время педагогической деятельности. Для распространения своего педагогического опыта я использую разные формы.
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Я с удовольствием провожу мастер-классы для своих коллег учителей физики в нашем районе и для учителей1 других предметов. Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. Так для учителей района мною были проведены мастер-классы «Инновационная деятельность учителя физики как условие формирования социальной мобильности ученика» в 2008 году, мастер-класс - «Эффективные формы и методы работы учителя при подготовке к ЕГЭ в 2011году, мастер-класс «Вопросы задаём сами. Использование кейс-метода внутри технологии «Критического мышления» в 2012 году. Я точно знаю, что учителя физики района используют отдельные элементы моей методической системы работы.
Я регулярно участвую в различных методических конкурсах и фестиваль по распространению опыта через ресурсы ИНТЕРНЕТА. Например мои материалы выставляются на сайте нашей школы, на сайте Новосергиевского РМК, на сайте учителей физики и математики Новосергиевского района, а также на сайтах «ИНФОУРОК», «Копилка уроков – сайт для учителей», «ЭДУКОН»,  на сайте методического объединения учителей «Эврика». Делясь своей системой работы по кейсовой технологии, я опубликовала свою статью в сборнике трудов (с присвоением международного номера ISBN) «Современное общество, образование и наука» (Россия, г. Тамбов, 2014г), я выступала по данной теме на курсах повышения квалификации учителей в г. Москве в феврале 2015года. Общаясь на курсах повышения квалификации учителей физики в г. Оренбурге и даже на финале конкурса «Мой лучший урок», я встречала людей, которые знают мои разработки уроков, используют мои кейсы. 
Распространяя свои разработки уроков с применением технологий деятельностного обучения в рамках интерактивного образования в сети ИНТЕРНЕТ, я конечно же понимаю, что их будут использовать другие учителя и даже рада этому. Однако, к сожалению, я вижу в сети ИНТЕРНЕТА свои разработки и презентации подписанные другими фамилиями. Это расстраивает. Однако, то что мои кейсы, презентации, контрольные, тесты помогут детям понять мою любимую науку - физику, успокаивает, значит мои материалы интересны и пользуются спросом.
Ещё одной формой распространения своего опыта являются методические дни в нашей школе МОБУ «НСОШ №3»
Вот уже много лет, а именно с 2001 по 2004гг и с 2006 по 2015гг, я являюсь руководителем РМО учителей физики. Все эти годы я старалась помочь своим коллегам в работе, при подготовке учеников к ЕГЭ, помогаю молодым учителям физики нашего района.

11. Наличие последователей – коллег, работающих по методической системе учителя или активно использующих отдельные ее элементы
Результаты работы и представление опыта работы на различных уровнях даёт возможность появлению последователей моей системы работы.
Я  знаю, что моя методическая система интересна многим учителям. Так в моей школе 2 педагога в начальной школе и учитель математики регулярно в своей работе используют мою методику работы с кейсами, а также приёмы работы по технологии деятельностного обучения.
Есть учителя физики в нашем районе, которые используют различные приёмы работы, представленные мной.
В этом году я представляла свой опыт работы на финале Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», поделилась своими идеями, разработками уроков с учителями из многих уголков нашей страны. Моими идеями заинтересовались учителя из Тывы, Крыма, Краснодарского края, Челябинской области, республики Чечня, Мордовии и других областей и республик страны.




2 комментария: