Готовимся к ОГЭ по физике



Максимальное количество баллов,
 которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы
40 баллов 
 0 - 9 баллов - отметка «2»
 10 - 19 баллов - отметка «3» 
20 - 30 баллов - отметка «4» 
31 - 40 баллов - отметка «5»

Расписание (примерное)
проведения ОГЭ (ГИА) по физике
в 2019 году 
Досрочный период - 1 апреля
Резерв 8 апреля
Основной период- 5 июня
Резерв - 18 июня
Правила проведения экзамена по физике
 ü - экзамен проводится в письменной форме;
продолжительность экзаменов: 
   ОГЭ (ГИА) – 180 мин
ü - Время начала экзамена - 10 часов по   местному времени. 

 ü - На ППЭ (пункт проведения экзамена) ты должен прибыть не позднее 9 часов 30 минут  в сопровождении представителя школы.

ü - Родители на ППЭ не допускаются!

 Что нужно с собой иметь для написания  экзамена по физике
С собой нужно иметь:

ü - пропуск на ЕГЭ (заполненный и зарегистрированный);

ü - документ, удостоверяющий  

      личность (паспорт);

ü - гелиевую ручку с черными чернилами;

ü -дополнительные материалы, которые можно использовать по физике
ü - непрограммируемый калькулятор, выполняющего арифметические действия, вычисление квадратного корня и тригонометрических функций (sin, cos,  tg );

 В случае нарушения установленного прядка участник удаляется с экзамена
  
В ходе проведения экзамена выпускникам запрещаются:

 ü - разговоры, вставания с мест;
 ü - пересаживания;
 ü - обмен любыми материалами и предметами;
 ü - пользование мобильными телефонами или иными средствами связи, персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);
 ü - пользование справочными материалами, кроме разрешенных;
 ü - хождение по ППЭ во время экзамена без сопровождения.

При нарушении настоящих требований и отказе в их выполнении организаторы обязаны удалить выпускников (поступающих) с экзамена.

При этом составляется акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена, который передается ГЭК для служебного расследования.

Бланки для заполнения 























































Перечень комплектов оборудования для проведения ОГЭ(ГИА)
выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
2016 года (по новой форме) по физике.
Комплект №1.
1. Весы электронные (предел измерения 200 г, погрешность измерения 0,1 г).
2. Измерительный цилиндр (мензурка) (предел измерения 100 мл, цена деления 1 мл).
3. Стакан с водой.
4. Цилиндр стальной на нити V=13 см3, m=101±0,5 г, обозначен №1.

5. Цилиндр алюминиевый на нити V=13 см3, m=35±0,5 г, обозначен №2.

Комплект №2.
1. Динамометр школьный (предел измерения 5 Н, цена деления 0,05 Н).
2. Стакан с водой.
3. Цилиндр стальной на нити V=20 см3, m=155±0,5 г, обозначен №1.
4. Цилиндр алюминиевый на нити V=32 см3, m=86,5±0,5 г, обозначен №2.


Комплект №3.
1. Штатив лабораторный с муфтой и лапкой.
2. Пружина жесткостью 40±1 Н/м.
3. 6 грузов массой по m=50±1 г.
4. Динамометр школьный (предел измерения 5 Н, цена деления 0,05 Н).
5. Линейка 300 мм с миллиметровыми делениями.


Комплект №4.
1. Каретка с крючком на нити m=102±1 г.
2. 3 груза массой по m=100±2 г.
3. Динамометр школьный (предел измерения 5 Н, цена деления 0,05 Н).
4. Направляющая (коэффициент трения каретки по направляющей приблизительно 0,2).


Комплект №5.
1. Источник питания постоянного тока 4,5 В.
2. Вольтметр (предел измерения 6 В, цена деления 0,2 В).
3. Амперметр (предел измерения 2 А, цена деления 0,1 А).
4. Переменный резистор (реостат) сопротивлением 10 Ом.
5. Резистор R1=12 Ом, обозначен R1.
6. Резистор R2=6 Ом, обозначен R2.
7. Соединительные провода 8 шт.
8. Ключ.
9. Рабочее поле.


Комплект №6.
1. Собирающая линза, фокусное расстояние F1=50 мм, обозначенная ЛС1.
2. Линейка 300 мм с миллиметровыми делениями.
3. Экран.
4. Рабочее поле.
5. Источник питания постоянного тока 4,5 В.
6. Соединительные провода 3 шт.
7. Ключ.
8. Лампа на подставке.


Комплект №7.
1. Штатив лабораторный с муфтой и лапкой.
2. Метровая линейка (погрешность 5 мм)
3. Шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см.
4. Секундомер электронный.

Комплект №8.
1. Штатив лабораторный с муфтой.
2. Рычаг.
3. Блок подвижный.
4. Блок неподвижный.
5. Нить.
6. 3 груза массой по m=100±2 г.
7. Динамометр школьный (предел измерения 5 Н, цена деления 0,05 Н).
8. Линейка 300 мм с миллиметровыми делениями.


1.Измерение плотности вещества
Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №1 или №2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №1 (№2).
В бланке ответов:
1)Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;
2)запишите формулу для расчета плотности;
3)укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;
4)запишите числовое значение плотности материала цилиндра



2.Измерение выталкивающей силы
Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.
В бланке ответов:
1)нарисуйте схему эксперимента;
2)запишите формулу для расчета выталкивающей силы
3)укажите результаты измерения;
4)запишите численное значение выталкивающей силы.


3. Измерение жесткости пружины 
Используя штатив лабораторный с муфтой и лапкой, пружину жесткостью (50±2)Н/м или  (40±1)Н/м,  три груза  массой (100±2)г.,  линейку длиной 20–30 см  с миллиметровыми делениями, соберите установку для определения жесткости пружины. Подвесьте пружину за один из концов к штативу. Определите жёсткость  пружины,  подвесив к  ней  три  груза. Для  измерения веса  грузов воспользуйтесь   динамометром.

В бланке ответов:
1)сделайте рисунок экспериментальной установки;
2)запишите условие равновесия груза на пружине;
3)запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;
4)укажите результаты измерений  веса  грузов и удлинения   пружины;
5)запишите числовое значение  жёсткости  пружины.
1) Схема экспериментальной установки:


4. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

 Используя штатив лабораторный с муфтой и лапкой, пружину жесткостью (50±2)Н/м или  (40±1)Н/м,  три груза  массой (100±2)г.,  линейку длиной 20–30 см  с миллиметровыми делениями, соберите установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Подвесьте пружину за один из концов к штативу. Прикрепив к свободному концу пружины грузы , измерьте в каждом случае удлинение пружины.
В бланке ответов:
1)сделайте рисунок экспериментальной установки;
2)запишите формулу для определения силы упругости;
3)запишите условие равновесия груза на пружине;
4)измерьте удлинение пружины в зависимости от массы прикрепленного к ней груза, вычислите действующую  на груз силу упругости; результаты измерений занесите  таблицу;
5)постройте график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины и, используя график, сделайте вывод о характере этой зависимости;
1.Схема экспериментальной установки


 Вывод: Сила упругости пружины прямо пропорциональна растяжению пружины: чем больше растяжение пружины, тем больше сила упругости.

5. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. (Комплект № 4)
1.Схема экспериментальной установки



Вывод: сила трения прямо пропорциональна  силе нормального давления (реакции опоры): чем больше реакция опоры, тем больше сила трения.


6. Измерение коэффициента трения скольжения


6. Измерение коэффициента трения скольжения
Используя  каретку (брусок) с  крючком,  динамометр,  два  груза, направляющую  рейку, соберите экспериментальную  установку для измерения работы силы  трения скольжения  при движении каретки с  грузами по поверхности рейки на расстояние в 40 см.
           В  бланке  ответов:
1) сделайте   рисунок экспериментальной   установки;
2) запишите  формулу для расчёта  работы силы  трения  скольжения;
3) укажите   результаты измерения модуля  перемещения каретки с  грузами и силы трения скольжения при  движении каретки с  грузами по поверхности  рейки;
4) запишите числовое значение   работы силы  трения скольжения.
1.Схема экспериментальной установки

2. Работа силы трения   А = –Fтр · S.
3. Fтяги = 0,6 Н; S = 0,4 м.
4. Fтр= Fтяги при равномерном движении

 А = 0,6Н · 0,4м= –0,24 Дж.


8. Определения работы  силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока.
Используя штатив с  муфтой,  неподвижный  блок,  нить,  три груза и динамометр, соберите экспериментальную  установку для измерения работы силы упругости при  равномерном подъёме  грузов с использованием неподвижного  блока.  Определите  работу,  совершаемую силой упругости  при   подъёме грузов на  высоту 20  см.
В  бланке  ответов:
1) сделайте рисунок  экспериментальной  установки;
2) запишите  формулу для  расчёта работы силы  упругости;
3) укажите   результаты прямых измерений силы  упругости и  пути;
4) запишите  числовое значение работы  силы упругости.
1.Схема экспериментальной установки








 9.  Измерение периода  свободных колебаний нитяного маятника.

1.Схема экспериментальной установки





2) Т = t/N          3) t= 60 с,  N= 30     4) Т = 2 c

11.  Измерение частоты свободных колебаний нитяного маятника.

Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для измерения периода свободных колебаний нитяного маятника. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 1 м.
В бланке ответов:
1)    сделайте рисунок экспериментальной установки;
2)    запишите формулу для расчета периода колебаний;
3)    укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;
4)    запишите численное значение периода колебаний маятника.
1.Схема экспериментальной установки





2) ν = N/ t           3) t= 60 с,  N= 30     4) ν = 0,5 Гц


12.Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити

1.Схема экспериментальной установки



















Вывод: чем больше длина маятника, тем больше период колебаний маятника.


12.Исследование зависимости частоты колебаний математического маятника от длины нити


1.Схема экспериментальной установки






















Вывод: чем больше длина маятника, тем меньше частота колебаний маятника.

14.Определение момента сил, действующих на рычаг.


Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для
исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения
рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо
приложить к правому концу рычага на расстоянии 6 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.
В бланке ответов:
1) зарисуйте схему экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта момента силы;
3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;
4) запишите числовое значение момента силы.


















15. Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении;
3) сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.











  

2) Сила тока на резисторе R2: I2 = 0,2 А.
Сила тока на резисторе R1: I1 = 0,1 А.
Общая сила тока в цепи: Iобщ= 0.3 А.
3) Сумма сил тока I1 + I2 = 0.3 А.

4) Вывод: Сила тока на двух параллельно соединенных резисторах равна сумме сил тока на каждом из резисторов.
16. Измерение работы электрического тока.











17.  Измерение сопротивления проводника.










18.Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.


















3)Вывод: при увеличении силы тока в проводнике напряжение, возникающее на концах проводника, также увеличивается.

19. Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников
     Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений
на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет  0,2 В.  Сделайте  вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.











2) Напряжение на резисторе R1: U1 = 2,8 В.
Напряжение на резисторе R2: U2 = 1,4 В.
Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: Uобщ= 4,2 В.
3) Сумма напряжений U1 + U2 = 4,2 В.

4) Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.

20. Определение  мощности, выделяемой на резисторе
     Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, 6 Ом,  соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
            В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А;
4) запишите численное значение мощности электрического тока.











2) Р = U·I;
3) I = 0,5 А; U = 3,0 В;

4) Р = 1,5 Вт;

21. Измерение оптической силы линзы.

  Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: собирающая линза, линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями,
экран, рабочее поле. Соберите экспериментальную установку для измерения оптической силы линзы.
           В бланке ответов:
1)нарисуйте схему эксперимента;
2)запишите формулы для измерения оптической силы линзы;
3)укажите результаты измерения;
4)запишите численное значение фокусного расстояния.
Если источник света достаточно удален от линзы, можно считать, что световые лучи от него идут параллельно, тогда они соберутся в фокусе линзы.

1.Схема экспериментальной установки










22.Исследование свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы от лампы
















2)Изображение действительное, увеличенное и перевернутое

3) Вывод: изображение источника света, находящегося в двойном фокусе линзы- действительное, перевернутое, равное по размеру источнику света, и находится в двойном фокусе линзы по другую сторону линзы


23.Определение работы силы упругости при подъеме груза с использованием неподвижного блока















Использованные материалы и Интернет-ресурсы
 1. Презентация семинара "Использование комплекта "ГИА-лаборатория" при выполнении экспериментальных заданий ГИА в новой форме
        http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/vypolnenie-eksperimentalnyh-zadaniy-gia-v-novoy-forme
 2. Демоверсия ГИА по физике 2014
3. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного
общего образования в 2014 г. в форме ОГЭ. Учебно-методические материалы
для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий

с развернутым ответом. Физика.
http://www.fipi.ru/binaries/1647/FI2014_gia9.pdf


1 комментарий: